Ульяновск
Справочник Ульяновск

Юрий Мельников: «Ученые постоянно проверяют и себя, и других»

02 мая 2015, 08:52 Книги, Культура

Юрий Мельников: «Ученые постоянно проверяют и себя, и других»

22 апреля НИИ истории и культуры Ульяновской области имени Карамзина представил общественности «Писцовую книгу Карсунского и Симбирского уездов 1685 — 1686 годов». Об открытиях, которые содержит этот древний документ, мы говорили с ведущим научным сотрудником НИИ Юрием МЕЛЬНИКОВЫМ. Он единственный в области смог профессионально расшифровать древнюю скоропись.

Исторический почерк

— Юрий Николаевич, зачем нужно было издавать писцовую книгу?

— Когда наш институт создавался, был принят план издать многотомную историю Ульяновской области, и мы занялись поиском документов XVII, XVIII, XIX веков. Нам повезло: профессор Технического университета Владимир Александрович Гуркин подарил институту фотокопии писцовой книги второй половины XVII столетия. Этот документ содержит наиболее полную и систематизированную информацию о первых поселениях на территории нашего региона. Но вот с публикацией возникли проблемы. За столетия любой язык меняется кардинально. Древнерусский язык для нас — все равно, что иностранный. А документы XVI — XVII веков для прочтения особенно сложны, потому что написаны скорописью — особым историческим почерком. Дело в том, что в это время в государстве создавались основы бюрократической системы управления, писарям надо было писать очень быстро и много, поэтому почерк был невероятно неразборчивым. Грамматики в нашем понимании слова тогда вообще не было — никаких строгих правил, одно и то же слово могли писать по-разному. Я взялся перевести древнюю скоропись, потому что в свое время изучал палеографию — науку о древних текстах, а также историческую грамматику русского языка.

— А оригинал документа вы видели?

— Книгу пришлось переводить дважды. Сначала по фотокопиям, а потом я поехал в Москву, в Российский государственный архив древних актов, чтобы сверить сделанное с оригиналом и заполнить пробелы в работе. Проблема в том, что писцовые книги были рабочим документом, чиновники их часто листали, поэтому нижние правые углы страниц были черными и в фотокопии текст не прочитывался.

Кстати, оригинал сохранился хорошо. Чернила в XVII веке изготавливали из лесных орехов, бумагу делали из тряпья. Органические чернила накладывались на органическую бумагу, и получалась очень прочная, долговечная смесь.

Один ученый на семь писарей

— В предисловии к книге говорится, что «описание проводили» стольник Иван Никифорович Вельяминов и подьячий Афанасий Андреев. Всего два человека?

— Конечно, нет. Писцовая книга — это очень объемный документ. На самом деле стольник и дьяк — это только руководители, а описание проводили несколько сотен людей. Текст писали писари, судя по всему, их было семеро. Это видно по почеркам.

— А можно по особенности письма судить, что это за люди были?

— Первую страницу, по всей видимости, писал человек, который писарем работал недолго. Он еще не научился писать быстро. Почерк у него не очень красивый, но читается более или менее легко. Один из писарей, по всей видимости, был человеком очень самобытным. Он начинал писать слова большими буквами, а заканчивал очень мелкими, в самом конце писал только палочки. Часть писцовой книги, написанную этим «фантазёром», сложнее всего было читать.

Половина населения — дворяне

— Если судить по книге, было что-то феноменальное в развитии нашего края?

— Взять хотя бы земледелие. Симбирский уезд хоть и был окраиной страны, но здесь сразу стали использовать передовое для того времени регулярное трехполье. Но это можно объяснить: уезд заселялся государством, и переселенцы из центральных районов привезли сюда прогрессивные методы. Только в одной деревне обнаружено отсталое переложное земледелие, да и то использовалось оно частично.

— А что говорит документ о национальном составе населения?

— Коренное население симбирского региона — это на 90% мордва, чуваши и татары. Но как только была построена Карсунская и Симбирская засечная черта, к северу от нее появилось более сотни военных поселений, и все они были в основном русскими. В конце 17 века, когда Россия отвоевала у Турции Азов, который приобрел для страны стратегическое значение, русское военное население из Симбирского уезда стали переселять в Азов. А местное — осталось.

— Почему официальный документ так густо «пересыпан» именами с уменьшительными суффиксами — Ивашка, Васька?..

— Это в церковных книгах священник обязан был писать полное каноническое имя и боярину, и крестьянину. А в гражданских книгах человека называли по его статусу, поскольку общество было феодальным. Если крестьянина ещё называли Васька Сидоров, то холопа — просто Васька. И соблюдалось это очень строго. Писцам приходилось специально изобретать пренебрежительные варианты мордовских, чувашских, татарских имен.

— Симбирск называют дворянином на Волге. Писцовая книга XVII столетия это подтверждает?

— Конечно! Ведь город создавался как военная крепость. А дворяне, как правило, несли военную службу. Симбирск наполовину состоял из дворян, а наполовину из других военных людей. Только в конце XVII — начале XVIII века город из военной крепости стал преобразовываться в культурный и экономический центр. Но ещё в XVIII столетии дворяне были очень значительной частью населения Симбирска.

— Знаковые имена для Симбирска и Ульяновска встречаются в книге? Например, Карамзины?

— Карамзины — нет. Но информация о предках Ивана Александровича Гончарова в книге есть. Упоминается вотчина основателя города боярина Хитрово в Барышской Слободе, вотчины Одоевских, Анненковых, Столыпиных. Правда, симбирская ветвь Столыпиных не имела связи со знаменитым председателем правительства.

И тогда коррупция была

— Во второй половине XVII века земли здесь наверняка всем хватало. Не было пресловутых земельных споров?

— Земли хватало, даже «в рост» давали. Но поземельные споры все равно были главной внутренней проблемой. В этой писцовой книге отражено примерно полтора десятка поземельных споров. Из них два были очень ожесточенными и долгими. Назначались целые комиссии, для расследования привлекались священники — и русский поп, и исламский хафиз, которые силой своего авторитета должны были засвидетельствовать правильность установления межи. В Карсуне казаки со стрельцами переругались из-за земли. А на западе региона — татарские мурзы из Горенок и русские казаки из Воздвиженской Слободы. Там виноватыми оказались казаки, которые незаконно захватили часть земли и поставили церковь. Несколько десятилетий длился спор, а потом приехала комиссия и составила приказ: «Дворы свои на другой берег реки „снесть“, жен и детей вывезть, церковь „снесть“ и поставить на положенном месте».

— Значит, честные чиновники были в XVII столетии? Никакой коррупции?

— Коррупция как раз тут и просматривается. Ведь в итоге комиссия выяснила, что казаки кого-то из местных чиновников подкупили, и тот поставил ложную межу.

— Многое ещё можно узнать о наших предках из этого документа?

— Мы только начинаем его исследовать. Если читать документ вдумчиво, сравнивать со сведениями других источников, то появятся ниточки к скрытой информации.

Ценность писцовой книги в том, что писари в ней за историка систематизировали материал. Теперь, когда она опубликована, у краеведов появилась возможность брать из нее сведения, сравнивать их со сведениями из других источников. Ведь ученые постоянно проверяют и себя, и других, без этого в науке ничего не добьешься. И сейчас у нас такая возможность появилась.

Читать на сайте АиФ — Ульяновск